Технология работы с задержанными и содержащимися в следственном изоляторе


Технология работы с задержанными и содержащимися в следственном изоляторе
Необходимость помощи заключенным в их адаптации к местам лишения свободы, а также тщательной психологической подготовки к освобождению предполагает проведение целого комплекса мероприятий по оказанию им и психологической, и социальной поддержки. К главным задачам работы психологической службы со спецконтингентом в СИЗО относятся: 1) разработка и внедрение психологических методик изучения личности и групп осужденных и использование их результатов для выбора обоснованных методов дифференцированного воздействия на их индивидуальное и групповое поведение; 2) адаптация спецконтингента к условиям содержания в СИЗО, а также прогнозирование и предупреждение негативных явлений в местах лишения свободы; 3) оказание психологической помощи осужденным в снятии психологической напряженности, стрессовых состояний, в организации самовоспитания; 4) психологическая подготовка спецконтингента к жизни на свободе.

Психологическая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими службами учреждения. Для того, чтобы ее работа шла успешно, надо учитывать прежде всего содержание и механизмы адаптации задержанных и содержащихся в СИЗО, а именно: 1) этапа "первичного шока" (от 3 дней до 1 месяца); 2) этапа "первичной адаптации" (от 1 до 3 месяцев) и 3) основной этап адаптированности в СИЗО. Мероприятия, направленные на интеграцию осужденных в новых для них социальных условиях, можно подразделить на две основные группы: коллективные и индивидуальные. Коллективные мероприятия представляют собой лекции, беседы, вечера вопросов и ответов и пр. Большое место в коллективных мероприятиях должно отводиться раскрытию перспективы и путей коррекции жизненных планов, предостережению о возможных трудностях объективного и субъективного порядка и выработке установки готовности к их преодолению. Индивидуальные мероприятия проводятся с учетом степени криминальной запущенности личности, имеющихся у нее запросов, жалоб, просьб. Основными видами деятельности психолога следственного изолятора являются: психодиагностика, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапевтическая деятельность (при наличии специальной подготовки в этой области), исследовательская деятельность, психологическое просвещение.

Мероприятия по психологической подготовке содержащихся в СИЗО к освобождению (или реадаптация) носят своеобразный характер в зависимости от типа запросов (от заключенных, от родственников, от сотрудников) и от характера их разрешения (в индивидуальной или групповой формах), а также распределяются с учетом специфики следующих трех этапов: 1) начальная подготовка к освобождению (за 2-3 месяца до конца срока); 2) формирование внутренней готовности к освобождению (за 2 недели до освобождения) и 3) активное включение освобождаемых в новые социально-полезные связи (непосредственно перед освобождением и в первые месяцы после него). В рамках групповых форм деятельности по подготовке к освобождению спецконтингенту сообщаются различные сведения правового и социально-бытового характера. Потребность в этом объясняется тем, что все освобождаемые должны знать порядок прописки, поступления на работу, требуемые для этого документы и т.д. Индивидуальные мероприятия позволяют оказывать содействие конкретному освобождаемому в трудовом и бытовом устройстве с учетом имеющихся у него планов и степени их реальности, его личностных особенностей, наличия семьи или родственников, перспектив выбора места жительства и т.д. Работа психолога должна помочь содержащемуся в СИЗО исследовать и постепенно преодолеть стереотипы мышления, поведения и неадекватные психологические защиты, найти и актуализировать внутренние ресурсы, способные ускорить и поддержать процесс его ресоциализации. Примером прямого психологического воздействия могут служить индивидуальные консультации и психотерапевтические беседы с осужденным и совместный с ним анализ причин его прошлых действий и поступков.

Основное назначение мероприятий психологической подготовки к освобождению состоит в том, чтобы выходящий на свободу понимал, что такие "приобретения" в СИЗО как тюремный жаргон, повышенная агрессивность, подозрительность и недоверчивость, снижение уровня эмпатии и сопереживания будут уже не адекватными при жизни на свободе. Поэтому такими лицами проводятся работа по активизации положительных качеств личности и их правосознания, коррекции чувств и психических состояний, формированию установки вести себя на свободе просоциально, настроя на преодоление специфических трудностей, связанных с "клеймом зэка". Завершение реадаптации (см. Постпенитенциарная психология) проходит уже за стенами СИЗО, где контроль над ними и помощь осуществляют уже другие службы (в частности, уголовно-исполнительная инспекция).

(С.В. Бабурин)

Литература: Буданов А.В. Практическая психология воспитательной работы с осужденными. Учебное пособие. - Домодедово, 1988; Алферов Ю.А., Козюля В.Г. Дезадаптация и стрессоустойчивость человека в преступной среде. - Домодедово, 1996; Проблемы совершенствования деятельности психологической службы в ИТУ. - Домодедово, 1996;


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.